Итальянское платье 1480 г. по мотивам картины Young Lady 1490г.: анализ и мысли

italy_gammura_15c_renaissance

В процессе создания своих первых историчных костюмов у меня скопилось довольно много информации и хочется ее систематизировать.

За основу для своего первого платья я взяла картину неизвестного итальянского художника, предположительно это Лоренцо ди Креди (Lorenzo di Credi) «A Young Lady» 1480г., но я встречала и более позднюю датировку, вот тут есть краткая история картины, но информации очень мало.

Portrait-of-a-Lady_1490

Мой выбор обусловлен следующими факторами: в костюме девушки на картине отображены все основные элементы, которые я хотела повторить в своем наряде. На девушка классический флорентийский гоун, характерный для нескольких итальянских городов в период с 1450 и до 1500 г. , незначительно меняющийся.

Костюм итальянки того времени состоял из трех основных элементов: камиза – нижняя рубашка, гамурра ( gamurra) – платье и гиорнея (giornea) – накидка поверх платья, могла быть без швов по бокам, или сшитая на манер верхнего платья.

Платье, которое я шью, красное платье с картины, это гамурра. Основными характеристиками такого платья является уже опускающаяся на естественное место талия (на протяжении пятнадцатого века талия могла начинаться от груди). Модель на портрете сидит, но по другим картинам того же периода можно предположить, что она соединяется с юбкой там, где заканчиваются ребра. Лично у меня это и есть самое узкое место в фигуре, так что такой фасон для моих особенностей фигуры очень выигрышен.

Линия плеч уже плавная, еще десять лет и  рукава сползут еще ниже, создавая эффект спадающих лямок, как на картине Рафаэля «Девушка с единорогом».  На плечи целомудренно накинут прозрачный платок.

Шнуровка корсажа очень интересная, я такую не встречала больше нигде. Тут сразу два вида завязок: три поперечных полосы, это может быть кожа, а возможно и латунные или серебряные украшения в виде веточек. Ниже видно украшение, вероятнее всего приколота брошь, может быть она привязана особым образом фиксируют дальнейшую шуровку. По источникам того же периода  я беру для шнуровки витой шнур с латунными наконечниками.  Шнуровка уходит ниже линии талии, мы не видим, где она заканчивается. В шестнадцатом веке аналогичный корсаж, только более жесткий и под платьем будет корсет, сделают популярным венецианки.

Талию подчеркивает контрастный тканный пояс. Тканные пояса можно встретить на итальянских портетах и картинах пятнадцатого века, но для Италии, особенно для знатных итальянок, пояс уже исключительно декоративный элемент, на него не вешают сумочку или кошелек.

Контрастные рукава соединены с корсажем, предполагаю, что пришиты. Состоят из двух частей, соединены лентами или шнурами. Через прорези видна тонкая белоснежная камиза.

Камиза, по сути нижнее белье, но в пятнадцатом веке итальянки через прорези рукавов, а иногда и платья, показывают ее, хвастаясь тонкой тканью и богатыми украшениями. Это могла быть вышивка (уже в начале 16ого века появится техника black work, когда на белоснежной ткани вышивают черной нитью, но она более распространена в Англии и потом в Германии). Вышивать могли золотом или цветными шелковыми нитями.  Украшали ворот рубашки и края рукавов, могли быть полосы по рукавам. Вообще, постепенно вышивка становится обильнее и богаче. Уже в середине 16ого века появляется кружево. Камизу традиционно шьют из тонкого льна, чем тоньше, чем дороже, но во второй трети пятнадцатого века появляется очень тонкий и очень дорогой хлопок, батист.

Рукава у камизы широкие и длинные, шире и длиннее, чем нужно, ведь честь длинны уйдет при вытягивании ткани через прорези в рукавах.

На голове у девушки с портрета чепчик из плотного материала, вышитого или узорного. Есть несколько предположений, как мог конструироваться такой головной убор.

А вообще итальянки в плане причесок большие выдумщицы. Можно встретить и чепчики, и полосы ткани причудливо обернутые, и чепчики, вуали. Вот такой интересный головной убор называется трансадо – сетка крепится лентой или обручем вокруг лба, а дальше вплетена в косу. Собственно, с таким головным убором даже не обязательно было иметь длинные волосы, ткань или сетка создает искусственную длинную косу. Косы, плетения, кудри, тонкие ленты в волосах, сеточки с драгоценными камнями, жемчугом и золтом, итальянки могли себе позволить практически любуй прическу. В моде были светлые золотистые волосы, а для осветления использовали даже… ослиную мочу! ее наносили на волосы, раскладывали их на полях широкой шляпы, и сидели на балконе, пока солнце осветлит пряди.

Итальянская мода пятнадцатого-шестнадцатого веков вообще очень интересная и разнообразная, а множество изобразительных источников и прекрасных портретов великолепных мастеров дают нам возможность изучить ее очень подробно и тщательно.

Неизвестно, кто изображен на портрете в красном платье, но очевидно, что эта девушка из обеспеченной семьи. Ткань платья однотонная, без рисунков и украшений, это не парча, но может быть шелк или бархат, да вообще ткань может быть тут любой, не понятно. На рукавах немного видно складки, то есть ткань не жесткая, я предполагаю, что рукава и пояс выполнены из бархата.  Сама я выбрала тонкое сукно. Сукно исторически дороже самой тонкой шерсти. Об обеспеченности юной леди говорит и модный, нестандартный способ шнуровки корсажа и явно выполненный из чего-то дорого и красивого головой убор.  Украшения простые, колечко и медальон на шнурке, нет драгоценных камней.

Но, на этом основании нельзя делать выводы о достатке семьи девушки.  Например вот на этом портрете Лоренцо ди Креди изображена Катерина Сфорца, графиня, богатая наследница, знаменитая Львица Романьи. И на ее платье нет никаких украшений, кроме контрастной красной ленты.

Мне нравится этот портрет своей лаконичной простотой, но в тоже время интересными элементами в отделке платья, казалось бы, такого незамысловатого. У девушки на картине спокойной и одухотворенное лицо, на мой вкус милое и приятное. Кстати, у нее, как и у Моны Лизы Леонардо Да Винчи, нет ресниц, заметили? Но, даже отсутствие ресниц девушку не портит. Я уж не знаю зачем, но брови и ресницы красавицы ренессанса выщипывали, такой вот экстремальный идеал красоты.

Получилось очень много слов, интересно, кто-то дочитал до конца?:) Тема очень специфическая, но мне есть что еще сказать на этот счет, так что готовьтесь.  А уж когда мое платье дошьют… Ох, сколько будет фотографий! :)

PS посмотреть, что же получилось можно тут! (ТЫЦ)

Latest Comments

Добавить комментарий для Bellalavanda Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *