Английское платье и сюрко в первой половине 15ого века

english gown and surcoat 15 century

Как девочке, мне всегда хочется перенести историю на более материальную почву, в том числе и понять, что носили персонажи любимых мною книг, некогда живущие. Английским платьем я интересуюсь давно, а вот такой элемент средневекового костюма, как сюрко, привлек мое внимание, после очередного просмотра потрясающей экранизации пьес Шекспира «Пустая корона».

В частности, меня заинтересовал костюм героини Мишель Докери, а ее образ основан на изображениях средневековых королев и прекрасных дам. Но, пока я смотрела фильм, мне непрерывно казалось, что это образ более ранний, несколько неактуальный для Англии времен войн Генриха V.

Второй вопрос, давно уже тревожащий меня, вопрос об английском платье 15ого века, периода войны Роз, платья, которое могла носить Елизавета Вудвилл и ее дочери.

Анализируя источники я пришла к двум разновидностям одежды. Первое – бургундское платье, бургундский роб. Мода из Бургундии распространялась по Европе, Англия и Франция, очень сильно подвержены этому влиянию. Английская королева в родстве с герцогами Бургундскими, сестра короля замужем за герцогом Бургундским, политические и торговые связи очень развиты.

Второе направление, очень четко прослеживаемое по английским надгробием того времени – обтягивающее до бедер платье с широким вырезом и узкими рукавами, иногда с отворотами, иногда нет. Вырез может быть декорирован контрастной полосой ткани или меха.  Оно не обрезное по талии. Я условно назову этот гоун «английское платье», потому что к нему у меня имеется ряд вопросов.

1. Элизабет Вудвилл в бургундском робе 2. пример «английского платья» Hinxworth, Hertfordshire Anne (Marchall) wife of John Lambard 1487 mother of Jane Shore

Есть еще традиционные для 15ого века киртлы, но про них все довольно четко, много источников и выкроек.

«Английское платье» встречается довольно часто в изобразительных источниках, вот прекрасный пример такого платья на королеве Елизавете Вудвилл и ее дочерях.

Множество надгробий знатных дам того периода.

1. 1416 год, Felbrigg, Norfolk 2. французское изображение 3. Elizabeth Seyntmaur, 1475, Beckington, Somerset

И все эти источники вызывают во мне только одни вопрос – где шнуровка? Она совершенно точно обязана где-то быть, и даже на надгробиях ее обычно прекрасно видно, она либо передняя, либо боковая, но ее видно. На тех изображениях, что я привожу выше шнуровка не прорисована.

Задняя шнуровка в то время еще не используется. Мы не можем ее отвергнуть, но она не используется. Есть более поздние изображения на английских и испанских платьях, но это позже и тоже не типично для одежды 15ого века.

Можно предположить, что платье совсем не имеет шнуровок, но тогда его невозможно натянуть на тело, для этого оно должно быть сшито из эластичной ткани. А эластичной ткани еще не существует. Шелк не тянется, бархат не тянется, даже шерсть не тянется настолько.

И еще один элемент одежды, вызывающий во мне много эмоций, потому что я хочу сшить себе подобное, это сюрко на начало 15ого века. Переместимся во времени  на несколько десятилетий назад, во времена Генриха V.

Сюрко с «адскими окнами», оно же безбокое сюрко с широкими проймами. Традиционно считается, что  сюрко постепенно вышло из моды и исчезло к концу 14ого века, оставшись исключительно церемониальным элементом одежды, носимом королевами. На изображениях до середины 15ого века сюрко встречается часто, но в основном на королевах или святых.

Англия особенная страна. Существует множество надгробий женщин дворянского происхождения, но, все же, не королев, облаченных в сюрко поверх «английского платья».

Сюрко на этих надгробиях всегда оторочено мехом, иногда выглядит как меховая жилетка мехом наружу, длинной может быть во весь рост, а может и доходить чуть ниже колен.

1. 1430 г., South Petherton, Somerset,Church of St Peter and St Paul 2. Brass memorial of William Bagot and wife Margaret, St. John the Baptist, Baginton, Warwickshire, 1407

И вот эти надгробия, камень преткновения.  Либо нужно принять на веру гипотезу о сюрко как о церемониальной одежде и решить, что по всей Англии хоронили богатых женщин в немодном сюрко,  либо счесть Англию отсталой в плане моды страной, где знатные дамы носили таки сюрко в некоторых случаях.

Я склонна ко второй теории, и вот почему. Англия страна с очень традиционным укладом. Если при дворе за модой и следят с особой тщательностью, то в провинции могут отставать на пару десятилетий, учитывая неспешный уклад жизни.

В Англии холодно, а меховое сюрко теплое и закрывает грудь, что актуально в холодных плохо отапливаемых замковых помещениях.

И еще один аргумент – политический. В состоянии постоянных войн с Францией и дележе территорий, страна всегда разделена на тех кто за и против. Французские и бургундские веяния могут отвергаться определенной частью дворянства.

Я покажу вам красивую стилизацию подобного сюрко, только более раннего, на 14ый век.

PS сей опус является моими иллюстрированными размышлениями, и я очень рада буду обсуждению и аргументации. Не важно, разбираетесь вы в средневековой одежде или нет, даже тогда люди поддавались логике, а периодически натыкаешься на источники таких элементов, о которых даже не предполагал и не читал.

Post A Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *